Коробка Передач Ямз-236
В. Орлов, инженер городского транспорта, г. Минск
Voith казанского производства
Завод по изготовлению гидропередач (Львов), ЗИЛ, профильные институты (НАМИ, ВНИИТрансмаш) не смогли изготовить ни самостоятельно, ни объединив усилия автобусную АКП, которая стала бы современным продолжением массовой ГМП-2. Как ни горько признавать, это характеризует уровень конструкторской, инженерной мысли стран СНГ.
Но как могло случиться, что малоуспешным оказался выпуск ГМП по лицензии I.M. Voith GmbH в Казанском моторостроительном производственном объединении (КМПО)? Соглашение о лицензионном выпуске в КМПО автоматической ГМП из модельного ряда DIWA под маркой «Voith-Казань» подписано 1 июня 1994 г. Автоматические коробки передач Voith производятся с начала 1950-х годов, а на советский рынок предприятие вышло в 1986-м.
Автоматические КП Voith являются распространенными, я лишь коротко отмечу особенности их конструкции. Так, начало движения осуществляется через гидравлическую часть, доля которой по мере нарастания скорости постоянно уменьшается в пользу механической части, т. е. одновременно работают и гидротрансформатор, и механическая часть коробки передач за счет того, что гидротрансформатор расположен между двумя планетарными редукторами (посередине КП): в первом редукторе поток мощности разделяется, во втором объединяется. Тем самым бо’льшая часть тормозных операций выполняется без механического трения. Меньшее количество переключений делает движение более плавным и уменьшает износ тормозных дисков. Для справки: в ГМП-3 ротор ретардера устанавливали на первом промежуточном валу.
Электропневматический привод был разработан также фирмой «Кора» (Набережные Челны). Добавим, что коробки передач автомобилей КАЗ-4540 комплектовали электропневматическим управлением делителем.
- Comfort Shift (Scania);
- I-shift (Volvo);
- Servoshift (Daimler);
- Tipmatic (MAN, также воздействующее на сцепление, чтобы транспортное средство не заглохло при начале движения и плавно начало двигаться (Easy Start);
- AS-Tronic (ZF).
При подготовке статьи автором использованы рисунки и сообщения журналов «Автомобильная промышленность» (1995 г.), «Автомобильный транспорт» (1996 г.), книга «Автобус ЛиАЗ-5256. Руководство по эксплуатации» (М.: 1991).
Похожие страницы: